Отдавать ли ребенка в детский сад

Вначале определимся, почему мы хотим отдать ребёнка в детский сад.

Нет правильных и неправильных причин, по которым вы пришли к такому решению. Главное, быть последовательными, не сомневаться, не испытывать чувства вины, не тревожиться…

Итак, у вас могут быть примерно такие аргументы:

—     Я забочусь о его развитии и считаю, что ему надо общаться с другими детьми…

—     Я слишком люблю малыша и не могу быть достаточно строгой и требо­вательной…

—    Мне надо выходить на работу…

—    Он не хочет спать днём, а в садике его заставят…

—     В саду его будут учить рисовать, петь и танцевать…

—     В саду проводят регулярные занятия с детьми и развивают их…

—     Ему пора привыкать к детскому коллективу…

—     Так хочет мой муж (жена, бабушка, дедушка)…

—     В этом возрасте все дети идут в детский сад…

—     Если он будет ходить в детский сад сейчас, то потом ему легче будет при­выкать к школе…

—     Я не могу справиться с ним дома, а в саду работают профессионалы…

—    Ребёнок сам просится в детский сад…

—    Я жду второго (третьего, четвёртого, пятого…) ребёнка…

—    Я устала и хочу немного времени уделить себе.

Чтобы вы себе ни говорили — всё правильно. Так или иначе в жизни каж­дого малыша наступает время, когда надо «выходить в свет», «отрываться от мамы». И детский сад — это достаточно безопасное место для первых шагов в новой жизни, для приобретения опыта общения.

Итак, почему малышу есть смысл ходить в детский сад.

Во-первых, это расширяет круг общения ребёнка — новые взрослые, новые ровесники. Малыш приобретает необходимые навыки взаимодействия с други­ми людьми: как дружить, как решать свои проблемы самостоятельно (без уча­стия мамы-папы), как отстаивать свои права и учитывать потребности других людей. Посещение детского сада приучает ребёнка жить в коллективе — это важно.

Во-вторых, это, конечно же, дисциплинирует. Слово «дисциплина» звучит не очень приятно для нашего уха, но это обязательное условие, чтобы чего-то добиться в жизни. Режим дня, чередование занятий с игрой, прогулками, сво­бодным временем, умение контролировать свои сиюминутные желания, рабо­тать на перспективу — вот что такое дисциплина. И согласитесь — это не так уж и плохо.

В-третьих, развитие. В саду проводят систематические развивающие и обу­чающие занятия с детьми. Элементарные математические знания, развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисование, лепка, музыкальные и физкультурные занятия — вот перечень того минимума, который каждый ре­бёнок осваивает при посещении даже обычного детского сада.

Немаловажно и то, что жизнь в детском саду обычно бывает размерен­ной, предсказуемой, а это основа для нормального психического развития ре­бёнка.

И наконец, если малыш пойдёт в детский сад, мама получит возможность ходить на работу или уделять себе немного времени — и то, и другое, безуслов­но, будет полезно для семьи, а значит, и для малыша.

Всё вышеперечисленное верно при одном условии, а именно: малыш готов идти в детский сад.


Когда лучше начать посещать детский сад

Лучше всего отдать ребёнка в детский сад, когда ему исполнится 3 года, потому что в это время у него появляется желание быть самостоятельным. Он часто говорит: «Я сам!» В этом возрасте проявляется интерес к другим лю­дям — взрослым, старшим ребятам, своим ровесникам (именно в такой после­довательности!). Ребёнок уже умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет, неплохо говорит.

Сегодня детские сады принимают детей с полутора лет. Стоит ли отдавать такого малыша в садик?

Существует заблуждение: чем младше ребёнок, тем легче и быстрее он при­выкает к детскому саду. Родители думают, что в садике их малыш будет луч­ше развиваться, научится самостоятельно есть, одеваться, быстрее начнёт го­ворить. Так ли это? Давайте разберёмся.

Кроха в 1,5 года не готов ни психологически, ни физически посещать дет­ский сад. Во-первых, существует ещё очень большая зависимость малыша от мамы — будь то еда или надевание штанишек. Малыш ещё не умеет выражать свои желания словами. Другие дети и взрослые ему пока не интересны и ча­сто являются источником неприятных эмоций (страхов, ревности). Необходи­мость адаптироваться к новому режиму, требованиям воспитателя, постоянно­му общению с большим количеством других детей — всё это требует от малы­ша огромного напряжения физических и психических сил. Добавьте к этому одиночество в течение 5—10 часов (а что, вы думаете, чувствует маленький человечек, которого надолго оставляет самый главный, любимый человек на свете — МАМА) и вы поймёте, почему малыши начинают чаще болеть, мень­ше интересуются окружающим миром, становятся капризными, ревнивыми, агрессивными или вялыми и безразличными.

Детский сад не самое лучшее место и для развития речи полуторагодовалого ребёнка. Конечно, дети начнут говорить в детском саду, если они не говорили или очень мало говорили дома. Но каким будет качество этой речи? Малыши в этом возрасте бессознательно подражают окружающим их людям. Что будет слышать ваш малыш в детской группе? Лепет таких же крох и строгие распо­ряжения и команды воспитателя. Даже если воспитатель самый замечатель­ный, у него не хватит времени для полноценного общения с каждым из 15—20 детишек. А для развития словарного запаса, культуры речи, способности вы­ражать свои мысли, чувства и желания необходима постоянная тренировка, для которой, к сожалению, нет условий в детском саду.

У ребёнка до двух лет ярко выражена потребность в телесном контакте, бла­годаря которому формируется первичное представление о так называемой «схе­ме собственного тела» (заметим, что несформированность «схемы тела» будет значительно тормозить не только физическое развитие ребёнка — например, крупную и мелкую моторику и общую координацию, но и такие более тонкие навыки, как письмо). Детский сад не может удовлетворить эту потребность, потому что в группе слишком много детей. Даже если группа малочисленная, ребёнок не получит того количества внимания, в котором нуждается.

У каждого по-своему выражается протест против отлучения от семьи, но он есть практически у всех детей. Современные исследования свидетельствуют о том, что малыши, которых рано отдали в детский сад, приучая к так называе­мой самостоятельности, имеют много проблем в подростковом возрасте. Доро­гие родители, если у вас есть возможность, оттяните время первого посещения ребёнком детских учреждений!

Два года — это тоже не самое удачное время для начала посещения детского сада. Причины те же — ребёнок не готов! Первые 2—3 года считаются самым лучшим временем для развития речи. Малыш начинает осваивать фразовую речь, учится выражать свои желания, переживания с помощью слов, и имен­но родители могут быть самыми лучшими учителями. Научить ребёнка поль­зоваться речью для общения — объяснять свои желания и понимать других, выражать своё несогласие, разрешать конфликты — вот задача номер один для родителей в этот период. А если ребёнок в детском саду находится 10 часов, вряд ли останется время для этого.

Психолог Екатерина Лошинская справедливо отмечает: «В случае, когда мы отводим ребёнка в детский сад, навыки общения также развиваются, но в условиях детского сада и, соответственно, будут приспособлены к условиям детского сада».

Нервная система двухлетних детей очень уязвима и нестабильна. Нагруз­ки детского сада, которые довольно легко выдерживают дети старше трёх лет, порой чрезмерны для двухлеток. Дети, отданные в дошкольное учреждение раньше трёх лет, чаще заболевают и болеют дольше.

К сожалению, не всегда родители имеют возможность держать малыша дома до трёх лет. Если у вас как раз такая ситуация, то стоит придерживаться следую­щих правил, чтобы в какой-то мере компенсировать возникающие проблемы:

—    забирайте ребёнка как можно раньше из садика;

—     распределите бытовые обязанности со своими домашними так, чтобы ве­чером не менее часа кто-то из вас играл и общался с малышом, не занимаясь одновременно просмотром телепередач, приготовлением ужина и т. д.;

—    будьте снисходительны к капризам малыша вечером, так как после цело­го дня в детском саду ему необходимо снять накопившееся нервное напряже­ние. Однако придерживайтесь золотой середины и не бросайтесь в крайности, когда ребёнку позволяется вести себя как ему вздумается или когда каждый вечер ему приносится новая игрушка;

— уделяйте ребёнку максимум внимания и времени в выходные и празд­ники.

Итак, вы готовы отдать ребёнка в детский сад, малыш готов и хочет пойти в садик, тогда давайте выбирать учреждение!

Выбор садика

В детском саду ребёнок проводит от 5 до 12 часов в день, поэтому очень важно выбрать самый лучший садик. Такая возможность сегодня у родителей есть.

Какие бывают детские сады. Государственные и частные, обычные и специализированные (компенсирующего типа для детей с проблемами). Са­ды с приоритетным осуществлением какого-либо направления развития — музыкально-эстетического, физического или интеллектуального. Кроме этого, вы можете встретить дошкольные группы в государственных образовательных учреждениях (детский сад-школа), в центрах развития ребёнка.

Как видим, выбор сегодня имеется — от маленького домашнего детского са­да на 5—10 детей до большого сада — восемь групп по 25—30 детей в каждой. Маленький сад (или дорогой) — не значит хороший, а большой (или муници­пальный) — не значит плохой. Вывески могут быть очень даже привлекатель­ными, но нам надо понимать, каково там будет ребёнку!

Хорошо, когда садик находится недалеко от дома. Вот его-то первым делом и стоит изучить. Гуляя с коляской, разговаривайте с мамами, которые уже во­дят детей в детский сад. Спрашивайте их мнение, слушайте, что рассказывают дети своим родителям. Проходя мимо, обратите внимание, как гуляют дети в детском саду, чем они заняты, как воспитатели общаются с ними.

«Разведка местности». Территория детского сада — вот первое, что мы мо­жем увидеть и оценить. Если она закрытая, ухоженная, большая, специально оборудованная песочницами и игровыми комплексами (горками, качелями, лазалками и пр.), если там много зелёных насаждений, отсутствуют в непо­средственной близости автотрассы и парковки — это хорошо.

Смотрим, что внутри. Игровая комната — просторное, светлое помеще­ние, оборудованное специальной детской мебелью. Здесь должна быть зона для спокойных игр (чтения книг, рисования и лепки), место, где можно занимать­ся различными ролевыми играми, такими как «Дом», «Магазин». Хорошо, если в группе есть лёгкие модули, из которых дети могут сооружать корабли, пещеры и другие интересные декорации для игр, разнообразные игрушки, которые детям легко достать и использовать в игре. Однако группа не долж­на напоминать магазин игрушек. Мера, мера и ещё раз мера — это важно для нормального развития ребёнка.

У детей должны быть оборудованы специальные шкафчики для хранения личных вещей и сменной одежды. Прекрасно, если в саду имеются отдельные комнаты для дневного сна, занятий музыкой, рисованием, физкультурой.

В хорошем детском саду всегда есть медицинский кабинет, кабинеты для работы специалистов — психолога, логопеда.

Питание, пищеблок. Узнайте, существует ли в садике система очистки во­допроводной воды; если ребёнок по уважительной причине опоздал к приёму пищи — есть ли возможность разогреть обед, например. Хорошо, если суще­ствует возможность приготовления специального меню (например, для детей с непереносимостью отдельных продуктов).

Меню в государственных детских учреждениях практически одинаковое. Если вы выбираете частный детский сад — в меню, естественно, должно быть много свежих фруктов, соков, так как у негосударственного заведения в этом плане больше возможностей.

Воспитатель, сменный воспитатель, нянечка. Очень важно узнать, сколько взрослых работает в группе. (По типовому положению о детских садах на группу из 20 детей полагается два воспитателя и помощник воспитателя.) Наличие в саду специалистов (логопеда, психолога, врача ЛФК, медсестры, пе­дагогов дополнительного образования, музыкального руководителя, педагога по ИЗО, физкультуре) тоже очень хороший показатель.

Следующий шаг — знакомимся с работниками. Обратите внимание на при­ветливость персонала, на их заинтересованность в детях. Если вам приходится с трудом получать нужную информацию, педагог не смотрит на вас, не улы­бается — это повод задуматься, а стоит ли сюда приводить ребёнка. Обычно в хороших детских садах воспитатели знают практически всех детей, незави­симо от того, в какой они группе, заведующая также знает своих детей, инте­ресуется особенностями малышей при приёме документов. Узнайте квалифи­кацию работников детского сада, послушайте, как говорят воспитатели друг с другом, с детьми, с другими родителями. Немаловажный факт — курит ли воспитатель.

Программы, по которым работает детский сад. Обычно базовая про­грамма в детском саду — это стандартная программа развития и воспитания детей дошкольного возраста. В неё входит знакомство с окружающим миром, с элементарными математическими понятиями, развитие речи, знакомство с дет­ской литературой, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), рисование, физкультура, музыкальные занятия. Однако сегодня в детских садах практи­куется проведение дополнительных занятий по иностранным языкам, хорео­графии, народным ремёслам, театральной деятельности, подготовке к школе.

Много — не значит хорошо. Посмотрите, не перегружен ли занятиями ребёнок в ущерб прогулкам на свежем воздухе. У детей обязательно должно быть доста­точно свободного времени для общения, творчества, уединения, игры.

Узнайте, на какие школы ориентированы выпускники детского сада — мас­совые, частные или специализированные гимназии.

И последнее. Попробуйте представить, как ваш малыш будет чувствовать себя в детском саду, который вы выбрали. Какие в нём запахи, преобладающие цвета стен, мебели, занавесок и пр.? Есть ли живые цветы? Оценив атмосферу помещений детского сада, вы наверняка поймёте, насколько она подходит для вашего ребёнка.

Итак, если выбор сделан и вы готовы отдать ребёнка именно в этот детский сад, то поговорим о том, как подготовить его к посещению садика, что он дол­жен знать и уметь.

Заботимся о здоровье ребёнка

Детский сад — это место, где ребёнку придётся много общаться с другими взрослыми и детьми. Поэтому давайте научим наше чадо радоваться новым лю­дям — хотеть и уметь знакомиться, организовывать игру, делиться игрушка­ми. Учите малыша обращаться за помощью, если он сам не может справиться с ситуацией.

В нашей стране все дети имеют возможность находиться под наблюдением педиатра. Перед тем, как отдать ребёнка в садик, пройдите полное обследова­ние врачей-специалистов, чтобы знать всё про здоровье своего малыша. Обыч­ные детские сады требуют медицинскую карту с заключениями невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, хирурга, педиатра. Если врачи-специалисты рекомендуют пройти дополнительные обследования или назначают какое-то лечение, это необходимо сделать до того, как ребёнок пойдёт в детский сад. Если у малыша есть какие-то проблемы, то вы можете получить направление в специализированный сад.

Понятно, что когда ребёнок пойдёт в детский сад, он столкнётся с большим количеством новых людей, детей, а значит, его иммунная система будет под­вергнута испытанию новыми микробами. Хороший иммунитет — основа его безопасности.

От чего зависит иммунитет любого человека? От режима дня, питания, за­каливания. Что такое хороший режим дня? Это оптимальное сочетание актив­ной деятельности (прогулок, подвижных игр, занятий) и отдыха — спокойных игр, чтения книг, дневного и ночного сна.

Пока ребёнок не посещает детское учреждение, режим дня выстраивает ма­ма — так, как ей удобно. Хорошо, если мамин режим близок к детсадовско­му — малышу не придётся перестраиваться.

Но не секрет, что часто домашний режим заключается в отсутствии вся­кого режима. Хорошо, если это проявляется только в затянувшемся времени утреннего пробуждения (этак к часам 10—11) и, соответственно, в очень позд­нем отходе ко сну. Однако нередки ситуации, когда и питание, и прогулки, и занятия — все ежедневные дела зависят от маминого настроения (передач по телевизору, погружения в Интернет и т. п.). Не будем обсуждать, кто виноват и как это отражается на росте и развитии малыша, нам важно знать, что делать, как подготовить ребёнка к режиму детского сада.

За месяц, а лучше за два надо так организовать жизнь малыша дома, чтобы она наиболее полно соответствовала жизни в детском саду. Постарайтесь по­степенно перенести утреннее пробуждение на то время, в которое будет просы­паться ребёнок, когда пойдёт в детский сад. Старайтесь завтракать, обедать и ужинать в те же часы, что и в детском саду. Таким же образом следует посту­пить с дневным сном и прогулками на свежем воздухе.

Хорошим является сбалансированное, разнообразное, свежеприготовлен­ное, соответствующее возрасту питание. Это может быть ещё одна серьёзная проблема. В каждой семье свои традиции питания. Для одних нормой явля­ются бутерброды на завтрак, для других — сухие завтраки, а кто-то вообще принимает пищу первый раз в 12 часов дня.


В детских садах питание основывается на нормативах, одобренных Мини­стерством здравоохранения России. И практически всегда в меню входят каши по утрам, супы в обед, молочные продукты, варёные овощи и рыба. Чтобы ма­лыш, адаптируясь к новой жизненной ситуации — детскому саду, не должен был бы привыкать ещё и к новому меню, постарайтесь дома приучить ребёнка к тому, что будут давать в садике. А для этого есть смысл узнать примерное меню детского сада и постепенно вводить аналогичные блюда в домашнее ме­ню (см. Приложение 4).

Как бы ребёнок ни относился к детсадовской пище, никто не имеет права заставлять его есть! Даже если такое желание продиктовано благими намере­ниями. Вы чётко должны понимать это сами и настаивать на выполнении этого требования со стороны воспитателя. Предлагать — да, заставлять — нет!

Перечислим 7 простых правил закаливания:

—    одевайте ребёнка по погоде — не кутайте и не переохлаждайте;

—    ежедневные воздушные ванны. Когда вы переодеваете малыша для сна или после прогулки, не спешите тут же надеть на него маечку, колготки. Пусть он несколько минут побегает голышом, с босыми ножками. Это простой, но очень эффективный метод приучить организм ребёнка быстро адаптироваться к смене температуры;

—    умывайте прохладной водой руки, лицо, шею малыша. При чистке зубов лучше также полоскать рот прохладной водой, а не тёплой;

—    практикуйте контрастный душ или холодное обливание;

—    гуляйте, как можно больше на свежем воздухе независимо от погоды;

—     когда есть возможность и позволяет погода, разрешайте ребёнку бегать босиком по траве, речной гальке, песочным дорожкам;

—    регулярно проветривайте и делайте влажную уборку в помещении, где находится малыш.

Итак, у нас соответствующий режим дня и питания, и мы регулярно про­водим мероприятия по закаливанию малыша — здоровье у нашего ребёнка должно быть в порядке!

Самостоятелен ли ваш малыш?

Самостоятельный малыш гораздо легче адаптируется к детскому саду, не­жели ребёнок, зависимый от родителей.

Самостоятельность — это качество, несущее в себе множество позитивных моментов:

—     малыш чувствует, что он может влиять на сложную для него ситуацию. Это значит, что он управляет ею;

—     ребёнок, самостоятельно справляющийся с разными задачами (будь то еда, рисование или надевание ботинок), чаще получает похвалы от взрослых, и это поднимает его самооценку;

—     как правило, стремление к самостоятельности позитивно влияет на раз­витие интеллекта ребёнка.

Есть золотое правило воспитания: то, что ребёнок может сделать сам, он должен делать самостоятельно (убрать игрушки, снять кофточку, пойти в туа­лет, пить из чашки). Это не значит, что вам не следует ему помогать, когда он просит о помощи. Но вы не должны это делать за него!

Малыш впервые взял в руки ложку? Отлично! Даже если вся кухня будет забрызгана кашей или супом, потерпите. Через месяц кроха начнёт виртуозно с ней управляться. Малыш сам хочет завязать шнурки? Отлично! Ничего, что он долго возится с ними! Если не практиковаться, как ещё можно научиться что-то делать самостоятельно?

В чём проявляется самостоятельность:

—     малыш сам может поставить цель, придумать, чем заняться, куда идти, с кем играть;

—     ребёнок хочет выполнить что-то без посторонней помощи («Сам надену шорты», «Сам включу воду», «Сам построю башню»);

—     малыш может спланировать свою деятельность (речь идёт об элементар­ном планировании: «Хочу рисовать. Нужна бумага и карандаши», «Давай по­строим гараж. Принеси кубики»);

—     ребёнок осуществляет задуманное и получает результат (например, со­бирает из пазлов картинку или убирает игрушки перед тем, как вы начинаете читать ему книжку);

—     малыш может проявить инициативу, творчески подойти к решению воз­никшей на пути к цели проблемы (если надо полить цветок, а вода в лейке за­кончилась или лейка куда-то запропастилась — найдёт стакан, чашку, буты­лочку, наберёт воды и т. п.).

Подготавливая малыша к детскому саду, поощряйте любое проявление им са­мостоятельности: в одевании, уборке своей комнаты, придумывании занятий.

Вот что могут делать самостоятельно дети разного возраста:

—     в 1,5 года малыш просится на горшок, любит умываться, держит ложку в кулачке и пьёт из чашки, практически не проливая её содержимое;

—     в 2 года аккуратно ест как твёрдую, так и жидкую пищу, не проливает на себя суп; умываясь, трёт ладошки одна о другую, умывает личико, может вытирать руки полотенцем; знает, где должны лежать игрушки, одежда; умеет самостоятельно натягивать носки, шапку, обувь;

—     в 2,5 года может практически полностью самостоятельно одеваться и раздеваться, может застегнуть 1—2 пуговицы;

—     в 3 года пользуется салфеткой и носовым платком, аккуратно ест (пра­вильно держит ложку, не обливается), ждёт за столом, пока все поедят; совер­шенно самостоятельно одевается и раздевается; знает, где находятся игрушки и другие предметы; может выполнять простые поручения, состоящие из 2—3 последовательных действий; умеет здороваться, говорить «спасибо», вытирать ноги.

Знакомство с детским садом: когда и как

Малыш идёт в детский сад, и это доверие, а не наказание. «Ты уже подрос и теперь можешь (заслужил) ходить в детский сад» — вот такая позитивная установка.

Первое впечатление очень важно. Как познакомить малыша с детским са­диком, до того как вы его туда отдадите? На прогулках обращайте внимание ребёнка на детские сады и детей, которые вышли на прогулку: «Смотри, как много ребятишек, как они весело играют вместе. Интересно, а во что они игра­ют?»


Приучайте ребёнка играть вместе с другими детьми на детской площадке. Учите его знакомиться, предлагать свои игрушки и просить игрушки у других детей. Акцентируйте внимание на приятных моментах общения. Вечером до­ма вспоминайте и рассказывайте, как весело было играть с другими детьми на детской площадке, какой замечательный появился друг Вася или Анечка. И как завтра вы опять пойдёте с ними играть.

В детский сад первый раз лучше прийти, когда там мало детей, например вечером, за полчаса до закрытия. Посмотреть группу, познакомиться с воспи­тательницей, немного поиграть с игрушками. Загляните в музыкальный зал («Здесь мы будем петь песни») и спортивный зал («Смотри, как много места, здесь можно быстро-быстро бегать, бросать мяч в корзину…»).

Читайте книжки про то, как дети вместе играют. Смотрите мультфильмы про ребят в детском саду. Рассказывайте свои истории про ваше детсадовское детство. Можно посмотреть семейные фотографии, сделанные в садике, и рас­сказать про своего приятеля, про то, как вы дружно играли, как было здорово всем вместе идти на прогулку, на обед, спать днём…

Если у малыша возникает желание поскорее идти в детский сад, тогда есть смысл сказать ему более точно время (например: «Через две недели ты пой­дёшь в детский сад»). И даже можно посмотреть календарь: сколько это — две недели.

Но если у малыша ещё нет положительного отношения к детскому садику, не надо заниматься «обратным отсчётом» — «до садика осталось 10 дней… 9 дней…»

У детей время течёт иначе, чем у взрослых. Если вы за две недели начнё­те ему рассказывать, что он пойдёт в детский сад, а ребёнок уже был чем-то напуган, то вы не только не подготовите его, а наоборот, вызовите сильные отрицательные переживания. Это как вытаскивать занозу по чуть-чуть, но долго…

Постарайтесь сначала вызвать у малыша интерес к детскому саду, а затем и положительное отношение и желание туда ходить.

Первые месяцы в садике

Ребёнок привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух меся­цев. Поэтому, если вы планируете отвести ребёнка в садик в сентябре, выход на работу надо планировать не раньше октября-ноября.

Любая адаптация обычно идёт на двух уровнях — на физиологическом и психологическом.

На физиологическом уровне малышу надо привыкнуть:

—     к новому режиму — определённому, заданному ритму жизни, новым на­грузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды);

—    необходимости самоограничений;

—    невозможности уединения (постоянно приходится быть на виду);

—    новой пище, новым помещениям, освещённости, запахам.

На психологическом уровне малышу предстоит привыкнуть:

—    к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы…);

—    необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

—     большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодей­ствовать;

—    необходимости отстаивать свое личное пространство.

Физиологическая адаптация будет зависеть от общего физического состоя­ния ребёнка (здоровья, иммунитета), а также от образа жизни, предпочтений в питании. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Первый раз лучше приходить в детский сад после завтрака, когда все дети уже в группе. В этом случае вам не придётся быть свидетелем слёз при расста­вании с родителями других детей. В этот день ребёнка не надо оставлять в са­ду надолго. Одного-полутора часов вполне достаточно. Если есть возможность, будьте в поле зрения малыша, то есть в группе, но при этом не пытайтесь под­менять собой воспитателя — развлекать детей, читать им книжки, организо­вывать игру.


Возможность находиться родителю в группе зависит от позиции админи­страции детского сада. Этот вопрос лучше обсудить до того, как вы приведёте ребёнка в садик. Если у вас есть веские причины быть первое время с малы­шом, вы должны обсудить это с заведующей детского сада и воспитателем.

Если всё пройдёт нормально, — малыш был активен, лишь изредка бросал на вас взгляды, познакомился с другими детьми, — можно оставить ребёнка в группе на более продолжительное время (2—3 часа). Чтобы вам было спокой­нее, оставьте воспитателю свои координаты, и он всегда сможет связаться с вами.

Постарайтесь не входить в группу, если ребёнок плачет. Воспитателю будет проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоится, в этом случае у ребёнка не будет формироваться условный рефлекс, что стоит ему по­громче закричать и мама сразу же появится.

Придумайте ритуал прощания-расставания. Его, кстати, можно использо­вать и дома, когда вы уходите по своим делам. Это могут быть какие-то смеш­ные приятные действия — пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракада­бра или простое: «Пока, скоро увидимся!» И обязательно придумайте ритуал приветствия. Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят ре­бёнку прогнозировать ситуацию. Мама всегда приходит за мной, когда гово­рит: «Пока, скоро увидимся!»

И ещё немного о расставании. Иногда в саду можно наблюдать такую кар­тину — мама с грустным лицом прощается с малышом, крепко обнимая его, говорит: «Ну иди уже… Я буду по тебе скучать… Только не плачь». И тут оба начинают плакать. Наконец плачущего ребёнка отводят в группу, а мама выхо­дит на улицу и долго смотрит на окна, если это первый этаж — машет ребёнку рукой, и прощание продолжается ещё минут пять. Потом мама что-то вспоми­нает, бежит в группу, вызывает ребёнка, и всё начинается сначала.

Малыши очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что всё в по­рядке и можно смело отправляться в группу. И наоборот — ваша тревога пере­даётся ребёнку, даже если реальной причины для неё нет. «Спокойствие, толь­ко спокойствие», — как говорил Карлсон.

Первое время, около месяца, стоит оставлять ребёнка только до обеда. По­сле прогулки он может вернуться вместе с детьми в группу, пообедать и потом вы его забираете. Если ребёнок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе со всеми детьми, то оставляйте его. Если малыш ещё не готов оставать­ся, — не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать пси­хику, чем поспешить и получить проблему.

Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребёнок сходил 2—3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя — это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придётся ходить каждый день.

Дети в саду, особенно первые дни, очень скучают по дому, по родным лицам. Принесите в группу маленький альбом с фотографиями, где вы сняты вместе с малышом. Когда ему взгрустнётся, он сможет посмотреть фотографии и пого­ворить с воспитателем о том, как было хорошо с вами и чем бы он занимался, если бы вы были рядом. Это может снять напряжение, и малыш успокоится.

Любимая игрушка тоже помогает пережить расставание.

Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада. Если есть воз­можность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже не­большие каникулы.

Когда забираете ребёнка из садика, не устраивайте ему допрос — что ел, как себя вёл, слушался ли воспитателя и т. п. Спросите, как прошёл день, что было интересного, что нового он узнал, какие чудеса сегодня творились в дет­ском саду, как поживают его друзья. Прочитайте на стенде для родителей, ка­кие были занятия и, задавая наводящие вопросы, поинтересуйтесь, что дети рисовали, читали или пели. Но это не должно превращаться в допрос-отчёт. Вопросы должны быть простыми. Малышу трудно в этом возрасте рассказать, какое было занятие и чем они занимались. Поэтому можете поиграть в игру: давай я угадаю, что вы сегодня в саду делали. Вы говорите, а ребёнок согла­шается или нет.

Искренне радуйтесь успехам ребёнка. Хвалите рисунки и другие поделки, даже если вам кажется, что они не очень удались. Ищите как можно больше плюсов.

Хорошо после садика неспешно погулять, помолчать или поговорить о чём- нибудь. Расскажите про свой день и спросите, как прошёл день малыша.

Дети очень скучают по любимым родителям. Дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами. Пусть участвует в приготов­лении ужина или, сидя рядом, раскрашивает картинки, или слушает детскую сказку…

В садике дети больше всего устают от общения. Поэтому вечером ребёнку хочется побыть одному или с мамой, в тишине, со своими любимыми игрушка­ми. Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия. Не надо отправ­ляться в гости или собирать у себя большие компании в этот период.

Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно по­говорите о чём-нибудь.

Признаки успешной адаптации ребёнка к детскому саду:

—     нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не пла­чет, не разговаривает во сне;

—     хороший аппетит;

—     нормальное поведение. Дома ведёт себя обычно — не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т. п.;

—    нормальное настроение. Легко просыпается утром;

—     желание идти в детский сад. Признаки дезадаптации малыша:

—     нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разгова­ривает во сне, много ворочается, чаще встаёт по ночам на горшок или начинает писаться в кровати;

—     нарушение аппетита. Отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе;

—    появление вялости, капризности;

—     появление агрессивности, часто меняется настроение;

—    ребёнок стал чаще болеть.

Факторы, мешающие адаптации малыша к детскому саду:

—    слишком сильная зависимость ребёнка от мамы;

—    чрезмерная тревожность родителей;

—    нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

—    воспитание ребёнка в духе вседозволенности;

—     неврологическая симптоматика у ребёнка: астеничность, гиперактив­ность ит. п.;

—    болезненность малыша;

—     отсутствие в доме адекватного малышу режима дня. Постарайтесь, чтобы начало посещения ребёнком детского сада не совпадало

с переездом на новую квартиру, рождением второго малыша в семье и т. п.

Одежда — это важно

Грамотный выбор одежды для малыша, посещающего детский сад, не влия­ет на его настроение, однако в значительной мере определяет его физический комфорт и уменьшает возможность простудиться или перегреться (см. Прило­жение 2).

Оцените одежду вашего ребёнка, в первую очередь, с точки зрения комфорт­ности и скорости одевания. Дети всё время находятся в движении, особенно на прогулке. Поэтому какая-нибудь коротенькая модная курточка с брюками со­вершенно неуместна, так как две минуты игры в песочнице — и вся одежда на спине ребёнка задирается. А голая спина — это мечта любой бячки-болячки!

Если у ребёнка сапожки настолько тесные, что их можно надеть только с помощью взрослого и куртка с «заедающей» молнией, то это означает, что остальные малыши, уже одетые и готовые к выходу на улицу, будут томиться в помещении, так как воспитатель не может отправить детей гулять без при­смотра… Дети галдят, воспитатель раздражается, а ваш малыш чувствует себя виноватым, без вины, заметим.

Итак, особое внимание одежде. Приведём несколько простых советов.

Для прогулки:

—    лучше варежки, чем перчатки;

—    лучше шапка-шлем, чем шапочка с завязками;

—    лучше полукомбинезон, чем брюки.

В группе:

—     лучше трикотажные кофточки и свитера, чем рубашки с большим коли­чеством пуговиц;

—    лучше одежда из хлопчатобумажных тканей, чем из синтетических;

—    лучше одежда с карманами, чем без них;

—     лучше свободные штанишки на резинке, чем брюки или джинсы на мол­нии и с ремнём;

—    лучше брюки с пришитыми лямочками, чем брюки на подтяжках;

—    лучше сарафанчики, чем узкие юбочки на молнии;

—    лучше обувь на липучках, чем с застёжками и пряжками;

—    лучше тёплая жилетка, чем тёплая кофта с длинными рукавами.


Мелочи, способные упростить жизнь малыша:

—     быстрее всего пачкаются колготки, носки, трусы, поэтому их необходи­мо менять малышу каждый день;

—     хорошо, если чистые носовые платки есть в каждом кармашке;

—     не стоит в детском саду использовать памперсы. Это достаточно опасная вещь, негативно влияющая на развитие ребёнка, особенно мальчика;

—     одевайте ребёнка так, чтобы ему не было жарко и тяжело. Малыш, слиш­ком тепло одетый, — это ребёнок, стеснённый в движениях, перевозбуждён­ный, раздражённый от жары.

Любая одежда малыша хранится в специально отведённом месте — в личном шкафчике в раздевалке. Следите за тем, чтобы:

—     в личном шкафчике ребёнка был порядок: чистые вещи, спортивная одежда, сменная обувь должны храниться в шкафу в специальных плотных мешочках;

—     категорически нельзя хранить в шкафчике опасные предметы: лекарства для ребёнка, ключи, которые вы оставили для забывчивого мужа, забирающе­го ребёнка вечером, и т. п.;

—     обязательно всегда должен быть чистый комплект одежды и нижнего белья, чтобы можно было переодеть малыша, если это необходимо.

Этих несложных правил необходимо придерживаться всё время, пока ребё­нок посещает детский сад.

Может, садик подождёт?

Подавляющее большинство малышей, идущих в детский сад, привыкают к нему. Однако есть дети, которые даже после длительного посещения (в течение нескольких месяцев) детского сада никак не могут адаптироваться. Это можно определить по следующим признакам:

—     ребёнок очень часто болеет, и количество дней, проведённых дома по бо­лезни, больше, чем посещений садика;

—     каждый раз, появляясь после долгих перерывов (длительностью в не­делю и более) в своей группе, малыш с трудом приспосабливается к детскому саду. При этом у него какое-то время наблюдаются признаки дезадаптации;

—     малыш избегает общения со сверстниками, находящимися в группе, очень избирательно контактирует со взрослыми, выбирает кого-нибудь, с кем взаимодействует и кому доверяет;

—     ребёнок категорически отказывается выходить куда-либо из группы в течение дня (например, в музыкальный зал).

Какие же малыши не могут адаптироваться к детскому саду:

—    астеничные, с легко истощаемой нервной системой;

—     с хроническими заболеваниями;

—     с неврологическими диагнозами;

—     со сниженным иммунитетом.

В заключение подчеркнём: если малыш не готов идти в садик в 3 года, это совершенно не означает, что он не будет готов посещать дошкольное учрежде­ние в 5 или 6 лет. С возрастом нервная система детей становится более стабиль­ной, желание исследовать, познавать и налаживать отношения с окружающим миром возрастает.

Поэтому очень важно, чтобы у родителей была объективная информация о сильных и слабых сторонах своего ребёнка, о том, на что необходимо обра­тить особое внимание, а каких опасных или неприятных моментов лучше из­бегать.

Для получения такой информации родители могут обратиться к детско­му психологу, невропатологу, психоневрологу, опытному педагогу-воспи­тателю.

Мифы, или Адаптация родителей к садику

Не только малыши должны привыкнуть к детскому саду, но и вам, дорогие родители, надо перестроиться, привыкнуть, адаптироваться к новой реально­сти. Это вполне естественно, поскольку посещение ребёнком детского сада зна­чительно меняет ситуацию дома. С одной стороны, у вас освобождается много времени, меняется привычный режим жизни семьи. С другой — появляются новые обязанности, необходимость выстраивать отношения с детским садом: с воспитателями, специалистами, родителями других детей. Появляются но­вые статьи расходов, новые тревоги и радости. Вам приходится делить своё влияние, любовь, власть над ребёнком с другими людьми. И наконец, детский сад — это первый социальный институт в жизни вашего малыша.

Большинство родителей быстро адаптируются к тому, что в их жизни по­явился детский сад. Это проявляется в следующем:

—    родители понимают, что детский сад — это место, где искренне заинте­ресованы в их ребёнке. Поэтому они с доверием относятся к рекомендациям специалистов и педагогов и выполняют их;

—    родители понимают, что как ни хорош детский сад, но малыш устаёт и скучает без них. Поэтому они не держат ребёнка в садике по 10 часов в день и стараются, по возможности, устраивать внеплановые выходные, чтобы ребё­нок мог побыть дома и пообщаться с ними, освобождать вечера, субботу и вос­кресенье;

—     родители проявляют искренний интерес к жизни детского сада. Они приходят на праздники и другие мероприятия, предлагают свою помощь вос­питателям и администрации сада, вместе с малышом выполняют маленькие домашние задания;

—     родители понимают, что ребёнку бывает трудно себя контролировать, адекватно воспринимают жалобы воспитателей на плохое поведение малыша и не наказывают его второй раз вечером (вслед за воспитателем) за проступок, про который он уже не помнит.

Однако есть мамы и папы, которые с трудом и долго адаптируются к детско­му саду. Именно такими родителями придуманы всякие мифы и страшилки про детский сад. Например следующие:

—     воспитатели ничего не делают, занятия не проводятся, дети ничему не учатся;

—     моему ребёнку плохо и одиноко в детском саду, так как никакие воспи­татели не могут его любить так, как я;

—     воспитатели предвзято относятся именно к моему ребёнку: игнорируют его или требуют от него невозможного;

—     педагоги-специалисты, говорящие о проблемах моего ребёнка (психоло­гических, неврологических, логопедических и т. п.) некомпетентны. Я лучше знаю своего ребёнка, чем они;

—     если детский сад работает с 7.00 до 19.00, значит, ребёнок может в нём находиться всё это время, и я не должна забирать его раньше срока. Воспита­тели, которые говорят, что ребёнок скучает, заботятся о себе: хотят поменьше работать и пораньше уйти домой;

—     мой ребёнок слишком маленький, чтобы испытывать серьёзные пере­живания. Да и в детском саду ему хорошо — есть с кем играть, воспитатели знают, как развлекать детей;

—     шить одежду должен портной, считать деньги должен бухгалтер, а вос­питывать детей должны специалисты — воспитатели. Они знают, как это де­лать, им за это платят деньги. Детские сады и созданы, чтобы воспитывать детей, в то время как их родители могли бы спокойно заниматься своими де­лами.

Если вы согласны хотя бы с одним утверждением, приведённым выше, зна­чит, вы пока не адаптировались и посещение детского сада для вас, скорей все­го, связано с неприятными переживаниями: тревогой, неуверенностью, раз­дражением. В таком случае лучше всего обсудить ситуацию с компетентным и готовым оказать вам помощь специалистом: психологом-консультантом; стар­шим воспитателем детского сада, куда ходит ваш малыш.

Альтернатива есть!

Итак, вы пытались подружить детский сад с ребёнком или, наоборот, ребён­ка с детсадом, но у вас ничего не вышло. При этом вы понимаете, что малышу уже явно недостаточно общения с родителями, бабушками и дедушками. Вы видите, что интеллектуальное, социальное и личностное развитие ребёнка идёт не так, как вам хотелось бы. Тогда имейте в виду, что существует альтернатива традиционному детскому саду полного дня:

—     группы кратковременного пребывания ребёнка в детском учреждении (3—5 часов);

—    кружки и студии;

—     занятия дома с педагогом. Эти занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе из 2—3 детей, чьи мамы договорились об этом;

—     посещение всякого рода мероприятий в музеях, развлекательных цен­трах и т. п., где малыш может со своими ровесниками заниматься какой-либо деятельностью (например, лепить из глины).

Существуют детские сады полного дня, работающие по особым методикам, которые могут подойти вашему малышу. В настоящее время появились сади­ки, которые работают по системе Монтессори (монтессори-садики), д. ТЭ.КЖ6 сады, где воспитание и преподавание основано на методах вальдорфской педа­гогики (вальдорфские садики).

Вальдорфская педагогика ставит во главу угла гармоничное развитие лич­ности ребёнка, его эмоционально-волевой сферы и творческого потенциала. Именно поэтому в таких садах много занимаются музыкой (игра на блок- флейтах, ритмопластика). Очень большое внимание уделяется ручному труду. Все дети получают начальные представления о народных ремёслах: ткачестве, вышиванию, резьбе по дереву, росписи деревянных и глиняных изделий, ке­рамике и т. д. Дети много рисуют на свободные темы (работы ребят не похожи друг на друга, как это часто бывает при стандартной методике обучения рисо­ванию). И самое главное — вальдорфская педагогика делает акцент на важ­ности дошкольного детства, поэтому здесь не торопятся просвещать малыша, обучать его грамоте, счёту, письму.

Вальдорфская педагогика учитывает важность семьи в жизни малыша. Родители — полноценные участники педагогического процесса, поэтому так необходима их тесная связь с воспитателями. Праздники в таких садах от­личаются разнообразием. Например, здесь могут быть, кроме традиционного новогоднего утренника и праздника «8 Марта», «День Пижам», «Хвостатый день» или «Праздник шариков, мыльных пузырей и калейдоскопов». В празд­никах могут принимать участие все желающие, причём не только в качестве зрителей.

Своеобразное отношение и к игрушкам в вальдорфских детских садах. Все игрушки дети мастерят из подручных материалов вместе с педагогами и роди­телями. В дело идёт всё — шерстяные нитки, бусинки, деревяшки, веточки, сухая трава… Педагоги считают, что такие занятия не только развивают фан­тазию ребёнка, но и формируют экологическое мышление наших детей.

Удивительно бережное отношение к личности каждого ребёнка, доброжела­тельная атмосфера, спокойная обстановка — вот что выделяет вальдорфский детский сад из других подобных заведений.

Если вы решили отдать ребёнка в такой садик, то должны понимать, что при поступлении в обыкновенную школу у воспитанников вальдорфских садов могут быть проблемы — адаптация к более жёсткому, обезличенному отноше­нию, необходимости делать как все, подчиняться дисциплине.

Детские сады, работающие по системе Монтессори, — это прямо противо­положное направление организации жизни детей и расстановки приоритетов в программе. Основная задача, которую видят сторонники Монтессори, — разви­тие интеллектуальной сферы ребёнка. Здесь созданы все условия, чтобы ребё­нок как можно раньше, но в своём темпе (!) научился читать, считать, класси­фицировать, сравнивать и т. д. Малыш учится самостоятельно, а воспитатель только направляет его внимание и поощряет к размышлениям, эксперимен­тированию.

При помощи тщательно разработанных пособий и игр ребёнок на основании собственного сенсорного опыта получает представление о свойствах вещества и материи, о числе и количестве, о математических законах и законах природы. Обычно к 5—6 годам дети в монтессори-садиках умеют красиво писать пропис­ными буквами, хорошо владеют устным счётом. Причём это — не результат ис­кусной «дрессировки», а плод самостоятельной работы малыша, работы, кото­рую он делает с радостью и безо всякого насилия со стороны воспитателя.

Успешность обучения детей зависит от довольно строгой дисциплины: их с самого начала приучают убирать всё за собой (поиграл — убери на место), они не должны мешать окружающим и т. д. Высокая организованность детей обе­спечивается тем, что группы монтессори — обычно разновозрастные, и млад­шие дети, приходя в группу, включаются в общий ритм работы, смотрят, как ведут себя старшие ребята, и подражают им. Дети постарше берут шефство над малышами. Тем самым они учатся заботиться, помогать, объяснять, а ма­лыши, получая их поддержку и внимание, постепенно сами учатся оказывать помощь более слабым.

Однако такой сад не подойдёт для творческих детей, одарённых музыкаль­ными или художественными способностями. Гиперактивным детям также будет сложно приспособиться к такому режиму. Поэтому хочется предупре­дить — родители, будьте внимательны и избирательны!

Дети после такого садика хорошо подготовлены к школе с точки зрения развития интеллекта. Но они также могут столкнуться с рядом трудностей. Прежде всего — это привычка выбирать свой путь, определять необходимые занятия во время учебного процесса. Позиция общения с педагогом как кон­сультантом также крайне редко может пригодиться в обычной школе.